Советы приемным родителям

Памятка родителям от ребенка


Рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей

 в замещающей семье


Общие рекомендации по взаимодействия:

·                    Учитесь наблюдать за тем, на что способен ребенок, как он проявляет себя в той или иной ситуации, и как он себя ведет. Наблюдение поможет вам оценить, как идет развитие ребенка, вовремя заметить те или иные сбои, проблемы в его поведении.
·                    Если ребенок ведет себя примерно – задайте себе вопросы: а что заставляет его вести себя так? Это горе, страх, зло, смущение или радость, уверенность, чувства общности? Какова, по-вашему, причина его чувств?
·                    Старайтесь различать личность ребенка и его поведение. Оценивать можно только поведение, поступок, действие. Личность же всегда неприкосновенна.
·                    Устанавливайте понятные детям правила поведения. Всем детям нужна дисциплина. Она помогает детям оставаться в разумных границах и поднимает самооценку, помогая ребенку соответствовать ожиданиям окружающих.
·                    Контроль над поведением может помочь в построении доверительных отношений между вами и приемным ребенком, особенно, если средства контроля используются для поддержки, а не для наказания.
·                    Наказание обычно используется, чтобы притупить негодование взрослых, но оно не учит ребенка новому, полезному поведению, способному заменить собой нежелательное.
·                    Реакция на отрицательные проявления в поведении должна быть нейтральной или безэмоциональной. Постарайтесь исключить мимику на лице, избегайте контактов глазами, оставайтесь молчаливыми. Дети иногда совершают плохие поступки с единственной целью - добиться внимания взрослого любой ценой. Поэтому в подобной ситуации дайте ему почувствовать отсутствие вашего внимания, которым он так дорожит, и пусть он убедится, что лучший способ заслужить доверие - хорошо себя вести.
·                    Совершенно неприемлемо оставлять ребенка одного или игнорировать  он может подумать, что его отвергают. Самое важное в этой ситуации – донести для ребенка, что вы понимаете и принимаете его негативные чувства, но не одобряете плохого поведения. Это не значит, что ребенка «хвалят» за неприемлемые поступки, но совершенно точно, что чем меньше ребенок заслуживает любви, тем больше он в ней нуждается.
·                    Принимайте ребенка таким, какой он есть, он неповторим. Не стремитесь сделать его лучше, чем он есть. Ваши идеалы могут быть ему не по силам. Хуже всего из самого плохого в воспитании - это предсказывать ребенку, что из него ничего не выйдет, или что у него плохой характер, не такой, как у другого знакомого вам ребенка.
·                    Уделяйте постоянное внимание ребенку. Общаясь с ним, старайтесь находиться с ним на одном уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас снизу вверх. Разговаривая с ребенком, чаще приседайте перед ним, чтобы общение происходило «глаза в глаза».
·                    Держитесь ближе к ребенку, старайтесь не повышать голос. Внимательно выслушивайте ребенка, при этом смотрите на него, глазами и мимикой реагируйте на его слова.
·                    Умейте помогать, поддержать в нужную минуту. Если ребенок начинает новое дело, надо стараться создавать благоприятные условия для достижения успеха и предвидеть возможные сложности.
·                    В процессе деятельности подбадривайте ребенка и подкрепляйте его действия похвалой, чтобы он достиг цели. Важно сразу провести ребенка.
·                    Продумывайте, как будете действовать в случае неуспеха: утешать, или предлагать попробовать еще раз; отложить на некоторое время неудавшееся, а затем при благоприятной ситуации, вернуться к нему.
·                    Старайтесь чаще ставить ребенка в ситуацию выбора и принятия собственного решения. В ситуации выбора можно добиться, чтобы ребенок сделал то, чего не хотел делать сначала. Но не предлагайте выбора там, где его нет. Если нужно идти гулять не спрашивайте: «Ты пойдешь гулять или останешься дома?» Спросите лучше: «Где мы с тобой будем гулять - на пруду или в парке?».
·                    Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить. Всякий раз держите данное вами слово. Скажите ребенку, что вы сделаете все возможное, чтобы его выполнить, но не обещайте ничего в категорической форме. Если же по какой-то причине обещание не было выполнено, объяснитесь с ребенком, чтобы он понял, что взрослые тоже могут ошибаться.
·                    Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

Прием ребенка в семью и рекомендации к успешной адаптации:

·                    Наблюдайте за тем, как протекает первая встреча с потенциальным ребёнком – идет ли ребенок на контакт – то вероятность положительной дальнейшей адаптации более высокая.
·                    В тот момент, когда вы пришли домой – пройдитесь с ребенком по всей квартире (дому) покажите и расскажите обо всем. После чего покажите ему его место (личное пространство) комната /кровать.
·                    Расскажите ребенку об основных правилах поведения дома. Во сколько завтрак, обед, ужин. Как и какие традиции существуют в семье.
·                    В первые недели очень четко организуйте выполнение поставленных правил всей семьей.
·                    Учитывайте правила управления поведением ребенка:
o        Предоставляйте ребенку чёткие, доступные правила.
o        Показывайте ребенку пример правильного поведения.
o        Проявляйте внимание к ребенку.
o        Хвалите и поддерживайте ребенка.
o        Будьте последовательным в своих требованиях.
o        Опирайтесь на предотвращение проблем
o        Разъяснение последствий ребёнку от его действий.

Общение с ребенком:

·                    Очень важно в общении с ребенком обращать внимание на малейшие достижения, успехи, хорошие слова, поступки, чтобы он поверил в доброе к нему отношение взрослых. Как можно чаще выражайте одобрение желаемому поведению ребенка. Это необходимо для самоутверждения и укрепления веры в себя.
·                    Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми. Все взрослые и каждый ребенок неповторимая личность. У каждого - свой темп и планка развития. Сравнивать разных детей нельзя, можно сравнивать только с самим собой - сегодня я сделал лучше или хуже, чем вчера.
·                    Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
·                    Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное!
·                    Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушивайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция на происходящее может быть неверной.
·                    Не копите недовольство на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывают у вас сын или дочь, обсудите их с супругами.
·                    Если вы чувствуете, что не правы, — признайтесь в этом. Не бойтесь потерять авторитет, так как хуже то, что ребенок перенимает ваш стиль поведения, даже если не прав, отстаивает свое мнение.
·                    Чаще давайте почувствовать ребенку, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения тоже имеют авторитет. Так как некоторые конфликты возникают тогда, когда ребенок хочет утвердить свою самостоятельность.
·                    Постарайтесь не говорить много. Говорите спокойно и твердо. Не включайтесь в бесконечный спор. Если же спора, особенно эмоционального, не удается избежать, можно выйти из комнаты, показав тем самым, что разговор окончен.

Взаимодействие в проблемном поведении

Если ребенок употребляет непристойные слова: Когда ребенок первый раз употребляет какое-то слово – то он всего лишь осваивает его знание. Для него это слово – «заклинание» - которое вызывает реакцию у родителей. Для детей слова не являются непристойными до тех пор, пока вы не скажете им об этом. Будьте готовы услышать "красочные" слова от ваших детей в возрасте четырёх лет. Дети подхватывают слова везде и опробуют их. Продолжают они или нет использовать их, зависит от того, как часто они слышат их, и от эффекта, который эти слова производят на аудиторию.
·                    Поэтому разумно не проявлять излишней реакции, внимания. Эта стадия пройдёт. Вот как нужно реагировать при беседе.
·                    Уменьшите возможность для ребёнка услышать подобные слова.
·                    Следите за речью друзей вашего ребёнка, а также внимательно контролируйте телевизионные программы, которые смотрит ваш ребёнок.
·                    Объясните вашему ребёнку: "Некоторые слова неприятны для слуха. Имеется так много прекрасных слов, которые люди желают слышать". Объясните, что некоторые слова неуместны для использования в определённых ситуациях. "Если тебе захочется в туалет в общественном месте, подойди и шепни маме на ухо. Или попросись в ванную комнату".
·                    Предоставьте альтернативные варианты. Если ваш ребёнок рефлексивно использует непристойности в момент гнева, практикуйте альтернативные реакции: "Я ударил палец – Ой!" Слова уменьшают напряжение, поэтому моделируйте альтернативы.
·                    Игнорируйте. Дети узнают, какие слова имеют шокирующий эффект, и чем больше реагирует аудитория, тем более вероятен "вызов на бис". После того, как вы удостоверитесь в том, что ваш ребёнок понимает правила поведения дома и что некоторые слова нельзя произносить в обществе, игнорируйте случайные оговорки. Больше хвалите ребёнка при использовании им альтернативных вариантов.
·                    Для детей более старшего возраста установите стандарт в языке, которым необходимо пользоваться дома, и придерживаетесь его. Если ваш семилетний ребёнок приходит с непристойными словами на устах, вам следует сеть рядом с ним и объяснить, почему это оскорбительно.
Если ваш ребенок лжет: Первое что следует – разделять ложь и фантазию. Ложь – это говорить не правду с целью получить собственную выгоду. Фантазия же нормальный процесс развития ребенка. Мы можем помочь им говорить правду, спокойно и последовательно реагируя, когда мы знаем, что они говорят неправду. Постоянная ложь строиться на основе маленькой лжи, которая в прошлом дала ребенку возможность: свети до минимума смущение, или избежать наказания, или привлечь внимание, или что-то еще.
·                    Принятие желаемого, за действительное, увидев у своего друга только нечто ребёнок может заявить у меня тоже есть такое. Когда вы реагируете на принятие желаемого за действительное, сосредоточьте внимание на чувствах ребёнка, нежели на фактах. "Ты тоже хочешь это иметь? Это будет здорово?" Позволяя ребёнку иметь в воображении то, что он не может иметь на самом деле, придумывание историй уменьшается.
·                    Часто преднамеренное отрицание дошкольником чего-либо – признак того, что ребёнок имеет низкую самооценку. Он создаёт себе имя, рассказывая воображаемые истории, и защищает своё слабое чувство собственного "Я", отрицая преступление. Если поведение привычное, он нуждается в помощи воспитателей. Оставайтесь спокойными. Сильная брань или наказание часто приводят к ещё большей лжи.
·                    Избегайте заставлять ребёнка прибегать ко лжи (даже, если вы знаете, что он виноват), требуя: "Это ты сделал?" Его инстинктивный ответ будет "Нет". Злые взрослые и жестокие последствия могут просто напугать ребёнка и побудить его продолжать лгать.
·                    Никогда не стыдите ребёнка или не подразумевайте, что он лжец. "Ты лжешь, и ты знаешь это". Это усиливает у ребёнка чувство того, что он лжёт. Чем больше он верит в это, тем больше он будет лгать. Просто заявите ребёнку о своём наблюдении: "Писать на стенах нельзя".
·                    Помогите ребёнку освободиться от роли лжеца. Укажите ему на его честные заявления и храбрые действия: "Вася, я спросила, где новый свисток Пети, и ты сказал, что он был в твоём кармане. Благодарю тебя за помощь в том, что ты сказал правду". Если ребёнок возвращается ко лжи, напомните ему о том, что вы считаете, что ложь нетипична для него. "В чем дело, Вася? Я удивлена. Обычно ты ведёшь себя хорошо, говоря нам правду.
·                    Покажите ребёнку разницу между его поведением и им самим. Маленькие дети часто полагают, что хорошие люди делают добро, а плохие люди – зло, поэтому отрицание преступления это способ справиться с проблемой желания стать хорошим человеком.
·                    Удовлетворите потребность ребёнка во внимании, признавая соответствующее поведение. Дайте ребёнку возможность исправиться (путём наведения порядка, принесения извинений за нанесённые обиды, предлагая поделиться чем-либо, возвращения предмета). Это учит его как вести себя лучше и усиливает в нём мысль, что он действительно хороший человек.

1 комментарий:

  1. стоит ли говорить ребёнку,что он приёмный?!
    Имеет смысл давать информацию в том объеме, в каком спрашивает ребенок, и в тот момент, когда он спрашивает. И не рассказывать очень много. Маленький ребенок спрашивает: откуда я взялся? Родители не пускаются в объяснение физиологии и анатомии, а говорят: ты был у мамы в животике. В том же объеме надо отвечать и на вопросы о происхождении, чтобы ответ был адекватен вопросу и возрасту ребенка. Ребенку стоит знать какие-то основные ключевые моменты, нет необходимости рассказывать ему тяжелые подробности из биографии его кровных родителей. Ребенку важно знать, что у него была такая-то мама, такой-то папа без негативной информации. Скорее всего, они не от счастья отказались или потеряли путем лишения родительских прав этого ребенка. Возможно, в чем-то это были несчастные люди. Они дали ему жизнь, спасибо им за это.

    Самим приемным родителям стоит относиться к этим людям, как к дальним родственникам. Принять, понять, простить — это, конечно, очень тяжело, но необходимо. Жизнь не черно-белая, она пестрая, и любая правда достаточно условна.

    Рассказывать следует не в кризисный период, не на фоне конфликта, а в тот момент, когда ребенок готов услышать эту информацию. А готовность он продемонстрирует своими вопросами. Если нет любви и доверия, скрывай, не скрывай — результат один. Поэтому, рассказ о том, что ребенок приемный, вовремя и в правильной форме приведет к повышению уровня доверия. Конечно, лучше заранее продумать, что и как рассказать, посоветоваться со специалистами. Если нет уверенности, что стоит озвучивать какой-то факт из прошлого ребенка — не надо этого делать.

    ОтветитьУдалить