среда, 17 мая 2017 г.

       Тренинг по развитию временной перспективы
"Мир моими глазами"

      17 мая на базе отделения по сопровождению замещающих семей стартовала серия тренинговых занятий, посвященных формированию временной перспективы старших подростков. Актуальность погружения в данную тему связана, прежде всего, с «выходом» подростков за рамки школьной жизни, столкновением с ситуацией выбора и самоопределения. На этом этапе не все ребята чувствуют себя уверенно и четко знают чего они хотят добиться в будущем. Поддержка со стороны родителей/законных представителей, безусловно, играет большую роль, но при этом и тренинговые занятия, беседы со специалистами также могут способствовать формированию уверенности в себе и умении планировать свое будущее.
Изучение перспективы жизни людей с разной «историей» показало (согласно исследованиям Нюттена), что в ситуации длительного дистресса многие уходят в две крайности: планируют или только ближайшее будущее (живут по принципу здесь и теперь) или уходят от планирования обозримого будущего в планы отдаленного будущего (мечты). Дисбаланс перспективы часто связан с тем, что человек затрудняется в определении своей ресурсной базы. Важно адресное развитие ресурсов в контексте замыслов и заветных желаний человека. Перспектива может быть не только ограниченной или неравномерной, но и отсутствовать вообще - когда планы и устремления человека не связаны со временем. Стать сильным, быть умным, оставаться красивым, нравиться другим, чтобы родители меня любили - все эти желания не связаны с определенным отрезком времени. Опыт показывает, что многие подростки подменяют перспективу своей жизни таким вневременными желаниями. Часто такое устремление выражено еще более явно, когда подросток хочет, чтобы все оставалось по-прежнему или, наоборот, все кардинально изменилось. Разбить такую преграду трудно - за нежеланием планировать свою жизнь обычно стоят довольно серьезные проблемы. В первую очередь такое отношение свойственно подросткам, оказавшимся в ситуации значительного дефицита внешних ресурсов - семейной поддержки, материальных условий жизни, позитивной социальной среды. Дети, лишенные родительского попечения, те, кто оказались в ситуации психотравмы (неожиданной утраты, насилия) часто показывают подобное отношение к своему будущему. Подросток попадает в замкнутый круг - он не может преодолеть последствий ситуации без того, чтобы сформировать представление о своем будущем, но не может сделать этого, потому что поглощен переживаниями настоящего. В стадии острого горя это и не требуется, но определенной части людей свойственно застревать на этих переживаниях и не переходить к позитивной работе горя. Часто движение к планированию своей жизни, пусть даже в игровых условиях, обсуждение того, что придает жизни человека осмысленность становится основным путем преодоления комплекса утраты. Следует отметить, что вневременные желания должны присутствовать в планах подростка, особенно если они отражают ценности и приоритеты человека, такие как стремление к доверительному, обоюдно полезному общению, развитию способностей, пониманию того, что происходит с человеком и вокруг него и т.д.
Желаемыми результатами работы становятся:
 - Формирование активной позиции подростка в решении вопросов своей социальной реабилитации.
 - Расположение подростка к участию в социально-психологических программах.
- Пробуждение интереса к себе и своим ресурсам.
 - Развитие ответственности и самостоятельности.
  
Ребята с интересом приняли участие в первом ознакомительном занятии. Двигаемся дальше и познаем себя и свои возможности!
           

 социальный педагог, О.А. Калашникова




Комментариев нет:

Отправить комментарий